Главная Обратная связь

Новости

В фонд Лидского ЦСМС поступили документы


14.03.2012 В фонд Лидского ЦСМС поступили следующие документы (по вопросу приобретения обращаться по тел. 80154 550845,
г. Лида, ул. 8 Марта, 14:

RSS-канал новостей

НОВЫЙ ЗАКОН РБ «ОБ ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ И АККРЕДИТАЦИИ ОРГАНОВ ПО ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ».

Раздел: Новости

НОВЫЙ ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ «ОБ ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ И АККРЕДИТАЦИИ ОРГАНОВ ПО ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ».
Комментарий к Закону Республики Беларусь от 24.10.2016 № 437-З

 

С 30 июля 2017 г. вступит в силу Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 437-З «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия» (далее - Закон № 437-З). Он заменит Закон Республики Беларусь от 05.01.2004 № 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее - Закон № 269-З).

Проанализируем нормы Закона № 437-З.

 

Справочно

С 30 июля 2017 г. вступит в силу и Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 436-З, который изложил в новой редакции Закон Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» (далее - Закон № 262-З). Комментарий см. здесь.

Новый Закон № 437-З почти в два раза превышает предыдущий НПА. Такое увеличение объема обусловлено более детальным регулированием отдельных вопросов, а не более широкого круга регулируемых правоотношений.

Виды оценки соответствия, установленные Законом № 437-З

Под оценкой соответствия теперь понимают «прямое или косвенное определение соблюдения технических требований, предъявляемых к объекту оценки соответствия» (подп.1.25п.1 ст.1 Закона № 437-З), а не «деятельность по определению соответствия объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (абзац 18 ст.1 Закона № 269-З).

Исключение из определения ТНПА можно объяснить тем, что Закон № 437-З применяется при оценке соответствия техническим требованиям, содержащимся не только в ТНПА, но и в «гражданско-правовых договорах, в том числе внешнеторговых» (подп.3.8 п.3 ст.2 Закона № 437-З). То есть стороны договора (например, инвестиционного, лицензионного, франчайзинг, переработка давальческого сырья, строительство «под ключ», поставка, контрактация и т. п.) могут сами установить технические требования к продукции, работам, услугам и др., которые затем будут подвергаться оценке независимой третьей стороной на предмет их соблюдения.

Что касается ТНПА, то речь идет о следующих их видах:

1) технические регламенты Республики Беларусь (ТР РБ) и технические регламенты Евразийского экономического союза (ТР ЕАЭС);

2) ТКП;

3) СТБ;

4) технические условия (ТУ);

5) международные стандарты, межгосударственные и другие региональные стандарты, иные документы (п.3 ст.2 Закона № 262-З).

Изменен подход и к видам оценки соответствия: аккредитация не рассматривается как один из них. Теперь под аккредитацией понимают «официальное признание органом по аккредитации компетентности юридического лица Республики Беларусь либо иностранного юридического лица в выполнении работ по оценке соответствия в определенной области аккредитации».

Перечень форм оценки установлен в ст.12 Закона № 437-З.

Сравним определения форм оценки соответствия, приведенные в ст.1 Закона № 269-З и ст.1 Закона № 437-З.

Вид оценки

Определение из Закона № 269-З

Определение из Закона № 437-З

Сертификация

Подтверждение соответствия, осуществляемое аккредитованным органом по сертификации

Форма оценки соответствия, проводимая органом по сертификации, которая может носить обязательный (обязательная сертификация) либо добровольный (добровольная сертификация) характер и результатом которой является документальное удостоверение соответствия объекта оценки соответствия техническим требованиям

Декларирование соответствия

Подтверждение соответствия, осуществляемое изготовителем (продавцом)

Форма оценки соответствия, проводимая изготовителем или уполномоченным изготовителем лицом либо продавцом (поставщиком), которая носит обязательный характер и результатом которой является документальное удостоверение соответствия продукции техническим требованиям

Испытание

-

Процедура в рамках подтверждения соответствия либо самостоятельная форма оценки соответствия, проводимые испытательной лабораторией (центром), результатом которых является определение по установленной методике одной или нескольких количественных и (или) качественных характеристик свойств образца продукции, иного объекта оценки соответствия

Как видно, испытание - это новая форма оценки, хотя по выбору сторон она может использоваться и не самостоятельно, а как одна из процедур в рамках подтверждения соответствия. Последний термин используется в качестве собирательного понятия для обозначения сертификации (обязательной и добровольной) и декларирования соответствия.

Объекты оценки соответствия

Объектами оценки являются:

1) продукция;

2) процессы разработки, проектирования, изысканий, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации продукции;

3) выполнение работ;

4) оказание услуг;

5) системы управления (менеджмента);

6) компетентность персонала в выполнении определенных работ, оказании определенных услуг (п.1 ст.13 Закона № 437-З).

Изменения коснулись детализации позиции 2 (добавлено проектирование, изыскания, строительство, монтаж, наладка) и позиции 5 (исключено отдельное упоминание управления качеством, безопасностью продукции, охраной труда).

Документы об оценке соответствия

К документам об оценке соответствия относятся:

1) сертификат соответствия (в том числе ТР ЕАЭС, а также по единой форме);

2) сертификат компетентности;

3) декларация о соответствии (в том числе ТР ЕАЭС, а также по единой форме);

4) протокол испытаний (если испытания являются самостоятельной формой оценки соответствия согласно ТР ЕАЭС) (п.1 ст.15 Закона № 437-З).

Новой и практически важной станет возможность расширения данного перечня за счет признания на территории Республики Беларусь документов, выданных за ее пределами. Впрочем, такое признание возможно только на основании законодательных актов Республики Беларусь, НПА Совета Министров Республики Беларусь, международных договоров Республики Беларусь, ТР ЕАЭС и (или) в порядке, ими установленном.

Если процедуры признания документов в области оценки соответствия, выданных за пределами Республики Беларусь, не урегулированы такими НПА, то соответствующие процедуры регламентируются правилами подтверждения соответствия (ст.16 Закона № 437-З).

Как сертификат, так и декларация вступают в силу с даты их регистрации (присвоения регистрационного номера и внесения соответствующей записи) органом по сертификации/регистрации деклараций в реестре Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь либо национальных частях единых реестров документов об оценке соответствия (п.1 ст.27, п.1 ст.31 Закона № 437-З).

Статья 17 Закона № 437-З устанавливает приоритет ТР ЕАЭС, но при их отсутствии могут применяться белорусские ТНПА. Кроме того, данная статья закрепляет право принятия государственными органами Республики Беларусь экстренных мер по предотвращению выпуска опасной продукции в обращение.

В настоящее время согласно Указу Президента Республики Беларусь от 20.07.2016 № 278 «О мерах по обязательному подтверждению соответствия» при отсутствии введенных в действие (вступивших в силу) ТР РБ или ЕАЭС (ТС) в отношении объекта оценки соответствия техническим требованиям и в связи с необходимостью принятия оперативных мер государственного регулирования Совет Министров вправе вводить обязательное подтверждение соответствия в отношении такого объекта путем включения его в перечень объектов обязательного подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.10.2016 № 849 (далее - Перечень № 849).

Устанавливаются два вида знаков соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь:

1) знак соответствия ТР РБ;

2) иные знаки соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, виды которых определяются правилами подтверждения соответствия (ст.21Закона № 437-З).

Описание и порядок применения знака соответствия ТР РБ (стилизованная аббревиатура СТБ) утверждаются Государственным комитетом по стандартизации (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.06.2011 № 810 «Об описании и порядке применения знака соответствия техническому регламенту»).

 

Обратите внимание!

Применение этого знака (ТР РБ) является обязательным, тогда как все остальные знаки соответствия используются по желанию.

Кроме того, продукция, соответствующая техническим требованиям ТР ЕАЭС и прошедшая соответствующие процедуры оценки соответствия, подлежит обязательной маркировке единым знаком обращения продукции на рынке ЕАЭС (стилизованная аббревиатура EAC в соответствии с Порядком применения единого знака обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 711).

Подтверждение соответствия, как и ранее, может быть:

а) обязательным (в форме обязательной сертификации и декларирования соответствия);

б) добровольным (добровольная сертификация).

Как правило, обязательность подтверждения соответствия устанавливается ТР РБ или ТР ЕАЭС и только в отношении продукции и (или) процессов. При отсутствии таких требований в ТР обязательное подтверждение соответствия может вводиться в качестве оперативной меры путем включения в Перечень № 849. В этом случае объектами оценки помимо продукции являются также отдельные виды выполняемых работ, оказываемых услуг и связанная с ними компетентность персонала.

Добровольное подтверждение соответствия (добровольная сертификация) проводится по инициативе заявителя в отношении любых объектов на предмет соответствия объектов оценки соответствия техническим требованиям ТНА, СТБ, ТУ, международных стандартов, межгосударственных и других региональных стандартов, иных документов, а также гражданско-правовых договоров, в том числе внешнеторговых.

Заявитель сам выбирает технические требования, на соответствие которым проводится добровольное подтверждение соответствия, и определяет номенклатуру показателей, контролируемых при добровольном подтверждении соответствия (с обязательным включением показателей безопасности).

В роли заявителя может выступать далеко не всякое лицо, все зависит от вида подтверждения соответствия, процедуры, объекта, конкретного ТР и т. д.

Например, физические лица могут быть заявителями на проведение сертификации только в случаях, определенных Президентом Республики Беларусь, либо при добровольной сертификации (подп.1.13 п.1 ст.1, пп.2-3 ст.26 Закона № 437-З).

Право выбора органа по сертификации, как правило, принадлежит заявителю (подп.1.1 п.1 ст.35 Закона № 437-З).

Заключается письменный договор на проведение работ по сертификации, обязательные условия которого перечислены в п.2 ст.32 Закона № 437-З. Может быть также заключен договор на выполнение работ по проведению периодической оценки сертифицированного объекта.

Декларирование соответствия

Декларирование соответствия проводится изготовителем или уполномоченным изготовителем лицом либо продавцом (поставщиком) путем принятия декларации на основании доказательственных материалов.

Конкретный круг лиц, принимающих декларации о соответствии, может быть ограничен ТР или НПА. Такое лицо вправе выбирать любую схему подтверждения соответствия из числа предусмотренных, определять конкретный состав доказательственных материалов и т. д. (подп.1.1, 1.2 п.1 ст.36 Закона № 437-З).

Испытания

Испытания могут проводиться:

1) для определения характеристик свойств образца продукции, иного объекта оценки соответствия;

2) обеспечения проведения подтверждения соответствия, если испытания являются процедурой в рамках подтверждения соответствия.

Статус самостоятельной формы оценки соответствия испытаниям может придать только ТР ЕАЭС, белорусское законодательство определяет испытания как процедуру в рамках подтверждения соответствия.

Испытания проводятся испытательной лабораторией (центром), а в специально определенных случаях - аккредитованной испытательной лабораторией на основании заявки заявителя и при условии заключения договора на выполнение работ по проведению испытаний (п.2 ст.40 Закона № 437-З).

В роли испытательных лабораторий (в том числе аккредитованных) могут выступать как белорусские, так и иностранные юридические лица.

Аккредитация

Аккредитация имеет своим объектом компетентность юридического лица Республики Беларусь либо иностранного юридического лица в выполнении работ по оценке соответствия в определенной области аккредитации.

Это добровольная процедура, так же как и использование специального знака аккредитации (ст.52 Закона № 437-З).

Документ об аккредитации - это аттестат аккредитации, форма которого устанавливается правилами аккредитации. В приложении к аттестату аккредитации определяется область аккредитации.

Международным договором может быть предусмотрено признание зарубежной аккредитации (ст.47 Закона № 437-З).

Аккредитация проводится органом по аккредитации на основании заявки на аккредитацию и при условии заключения договора на выполнение работ по аккредитации (п.2 ст.57 Закона № 437-З).

Результаты оформляются аттестатом аккредитации, вступающим в силу с даты его регистрации (присвоения регистрационного номера и внесения соответствующей записи) органом по аккредитации в реестре Национальной системы аккредитации Республики Беларусь.

По сравнению с Законом № 269-З новый Закон № 437-З подробнее регулирует все процедуры, связанные с вопросами взаимодействия с органами сертификации, декларирования, аккредитации. В настоящее время эти вопросы регулируются также Правилами подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утвержденными постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 26.05.2011 № 23.

 

Обратите внимание!

Ответственность за нарушение законодательства об оценке соответствия регулируется Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, а касательно ТР ЕАЭС - Указом Президента Республики Беларусь от 09.02.2015 № 48 «О мерах по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов».


2011.10.10

14 октября - Всемирный день стандартизации

2012.03.14

В фонд Лидского ЦСМС поступили следующие документы (по вопросу приобретения...

2008.07.07

Научно-практический журнал «Стандартизация»

2008.15.07

«Звёзды» должны быть сертифицированы

© РУП «Лидский центр стандартизации, метрологии и сертификации», 2008

Дизайн и разработка сайта «АйТи Медиа»